Внеклассное мероприятие: «Казахстан - правовое государство» 10 класс Цели: Охарактеризовать Республику Казахстан, как правовое государство. Задачи: 1. Знакомство с Конституцией РК, со статьями Конвенции о правах ребенка, содействие нравственно-правовых норм, основанных на уважении к правам и свободам человека. 2. Учить анализировать, выделять главное. 3. Развивать чувство самоуважения, способствовать воспитанию чувства патриотизма. Наглядные пособия: Презентация, Конституция РК, Конвенция о правах ребенка. Формы и методы проведения: круглый стол, деловая игра, беседа. Участники круглого стола: 1.Учащиеся 10 класса План. Организационный момент. 1. Круглый стол: «Казахстан - правовое государство». 2. Беседа: «Конвенция о правах ребенка» 3. Игра: «Нет прав без обязанностей». 4.Рекомендации инспектора по делам несовершеннолетних. Рефлексия. Учитель: Республика Казахстан - молодое государство. Тема для круглого стола: «Казахстан - правовое государство» выбрана не случайно. Хотелось бы, чтобы сами учащиеся осознали значение правовых отношений.
26 лет назад на карте мира появилось название - Республика Казахстан. 26 лет на защите детей, 26 лет охраняя законы, Соблюдая порядки статей, а за ними- Детей миллионы. Важно помнить о детском труде, Уважении, слова защите, О религии и правоте, Что границы для близких открыты. Если кто не достиг восемнадцати, Значит, тот под защитой Конвенции, Уберечь его от опасности- Дело важное, первостепенное. Независимо от способностей, Принадлежности, расы, религии, Обеспечить счастливое детство всем, Вот где важность и цель события. Дети тоже имеют право На свободу, друзей и на отдых, Чтобы быть неразлучными с мамой, И здоровыми быть и бодрыми. Защищенными быть от насилия, Похищения или торговли, Испытать доброты изобилие, Окруженными быть любовью. Дети мира- это цветы, Это радость каждого дня, Это солнце, восторг красоты, Это там, где покой и семья. Мы- все дети страны Казахстан- Безопасно сегодня живем, Ведь земля- это наш общий шар, И в заботе растем день за днем. Круглый стол: «Казахстан - правовое государство». Давайте ребята поговорим о правовом государстве Республики Казахстан. Сегодня Республика Казахстан показывает всему миру, что стремится к формированию правового государства. Что является ярким доказательством? Данько Полина: Ярким доказательством этого является избрание Казахстана в Совет ООН по правам человека, за которое проголосовали 182 делегата ООН. Это возлагает большие обязанности на нашу страну в будущем, но это и огромное доверие мирового сообщества. Казахстан воспользуется предоставленной возможностью шире реализовать работу в сфере продвижения общемировых ценностей — прав и свобод человека. За годы независимости были предприняты серьезные шаги по внедрению международных стандартов в области прав человека. Примерами этому служат принятие и реализация национального плана действий в области прав человека на 2009-2012 годы и концепция правовой политики РК на период с 2010 по 2010 год. Данные программные документы направлены на усиление национальной системы защиты прав человека и успешно реализуются во взаимодействии с государственными органами, неправительственными организациями и международными структурами. Важный вклад в укрепление национальной системы защиты прав человека вносят Комиссия по правам человека при президенте Казахстана, офис уполномоченного по правам человека и созданный консультативный совет НПО. Следует отметить, что в 2012 году казахстанское учреждение омбудсмена успешно прошло аккредитацию в международном координационном комитете национальных правозащитных учреждений ООН. Данное событие необходимо рассматривать в качестве признания усилий нашего государства по созданию условий для эффективного функционирования правозащитных механизмов. Учитель: Казахстан сегодня ориентируется на европейские стандарты в области защиты и развития прав человека. Чем это можно доказать? Курочка Рая: Одним из ярких подтверждений тому является подписание весной этого года президентом Казахстана указа об участии РК в Европейской комиссии за демократизацию через право (так называемая Венецианская комиссия). Данный акт главы государства последовал после решения Комитета министров Совета Европы об удовлетворении соответствующей заявки нашего государства, что явилось свидетельством достижений нашей страны по укреплению верховенства закона. Казахстан — это открытое демократическое развивающееся светское государство. В настоящее время наша республика вышла на новый этап реализации механизмов защиты прав человека, поскольку фактически завершена работа по присоединению ко всем основополагающим международным конвенциям и договорам в области прав человека (в общей сложности мы присоединились к свыше 60 международным договорам по правам человека). И работа в этом направлении активно продолжается. Следует подчеркнуть, что Казахстан подтверждает и поддерживает постоянное сотрудничество с международными механизмами контроля по соблюдению прав человека, периодически представляя в органы ООН доклады о выполнении основополагающих правозащитных конвенций и прилагая максимум усилий для реализации полученных рекомендаций. 2. Учитель: Конвенцию о правах ребенка подписали 150 стран мира, в том числе Казахстан. Конвенция ООН о правах ребенка - это документ о правах ребенка, состоящий из 54 статей, каждая из которых описывает определенное право. Республика Казахстан ратифицировала этот важный документ в 1994 году. Подписывая конвенцию, государства заявляют о своем обязательстве соблюдать эти положения и в случае их невыполнения несут ответственность перед международным сообществом. Ребята, вы все ознакомлены со статьями Конвенции. Назовите те статьи, которые вам наиболее близки и понятны. Андриасян Анжелика: Ст.7 Ребенок имеет право на имя при рождении. Ст.6 Ребенок имеет право на жизнь. Ст.20 Ребенок, лишенный семьи, имеет право на особую защиту и помощь. Ст.21 Право на усыновление, в том числе международное. Ст.24 Право на медицинское обслуживание. Ст.26 Право на социальное обеспечение. Ст. 28 Право на образование. Ст.31 Право на отдых, участие в культурной жизни. Ст.37 Право на свободу от произвольного ареста, пыток, на правовую помощь. Учитель: В Конституции РК закреплены основные положения Конвенции о правах ребенка. А теперь послушаем детей о правах, которые соблюдаются в нашей школе. Ст.16 Право на личную жизнь, неприкосновенность жилища, тайну корреспонденции, на защиту от посягательства на честь. Ст.24 Право на медицинское обслуживание. Ст.26 Право на социальное обеспечение. Ст.28 Право на образование. Ст.31 Право на отдых, участие в культурной жизни. 3. Правовая игра: «Нет прав без обязанностей». Учитель: Любая совместная деятельность людей регулируется нормами права. Право четко обговаривает, что делать можно, а что делать нельзя, а что просто необходимо. Если люди ведут себя в соответствии с установившимися нормами и выполняют соглашения, используя данные им права, то совместная жизнь протекает организованно. ЕСЛИ КАЖДЫЙ ЧЕЛОВЕК БУДЕТ ЖИТЬ, СОБЛЮДАЯ НОРМЫ И ПРАВА, ТО ЖИЗНЬ БУДЕТ ПРОТЕКАТЬ ОРГАНИЗОВАННО. В повседневной жизни это проявляется в поговорках «Как аукнется, так и откликнется», «Что посеешь, то и пожнешь», «Любишь кататься, люби и саночки возить», «С плачем будешь арык рыть, смеясь, будешь воду пить». Утверждая, что каждый человек обладает правами, мы говорим так же, что каждый человек обязан соблюдать права других. Отсюда и вытекают обязанности. Задание для учащихся: Найдите соответствия конституционных прав и обязанностей. - Право на образование каких обязанностей требует? (Среднее образование обязательно) - Право на жилище(Платить налоги) - Право на здоровую окружающую среду( Беречь и сохранять природу). - Право на личную свободу( Уважать права, свободы, честь и достоинства других.) - Право на пользование историческим и культурным наследием.( Беречь памятники истории и культуры) - Право быть под защитой государства( защищать Отечество) Учитель: Кроме конституционных обязанностей, человек ежедневно выполняет и другие обязанности в семье, в школе, на работе, в общественных местах. Задание для учащихся: Расскажите о своих обязанностях в школе и дома. Учитель: Чаще всего на путь нарушения закона становится тот, кто не привык выполнять обязанности. Такой человек привык ни в чем себе не отказывать. Проходя по жизни, как по тротуару, он расталкивает окружающих его людей, забывая, что нет прав без обязанностей. Учитель провела беседу по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних. Особое внимание было уделено поведению учащихся в общественных местах. Она выделила, что главное для каждого человека знать законы и выполнять их. Ею было подчеркнуто, что незнание законов, не освобождает от ответственности. Дети должны уметь анализировать свои поступки и отвечать за свои действия уже с детства. Для того, чтобы жить в правовом государстве, необходимо изучать основы права со школьной скамьи. Рефлексия: Вам, молодому поколению жить дальше, за вами будущее нашего государства. И от того насколько будет высоким ваше законопослушное поведение, настолько счастливым, сильным будет наш Казахстан. И как сказал Лидер нации Н.А.Назарбаев: «Только на основе высокой правовой культуры каждого казахстанца мы можем достичь целей развития страны в 21 веке, без высокой правовой культуры не будет ни эффективной экономики, ни законодательства, работающего во благо народа, ни динамичного развития». По его мнению, цивилизованную экономику и правовое государство могут развивать только граждане, безусловно подчиняющиеся законам своей страны. «Общество и государство, действующие совместно, должны кирпичик за кирпичиком построить правовое государство, о котором мы мечтаем. Только вместе со всей страной, сплоченно действуя, мы достигнем нашей цели» |